1. По всему тексту проекта Стратегии необходимо исключить термин «гендер» и заменить его термином «пол». Термин «гендер» впервые был сформулирован сексологом Джонсом Мани, специализировавшимся на изучении интер-сексуальности и транссексуальности, для обозначения «социального пола» человека. Как известно, полов два, а «гендеров» в Европе насчитывают десятки. В этой связи, защищаемые Стратегией «гендерные права» и провозглашаемое «гендерное равенство» означают навязывание нашему обществу извращенной идеологии и защиту государством прав ЛГБТ-сообществ.
2. В этой связи из Общих положений проекта Стратегии в первую очередь необходимо исключить ссылку на рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec (2003)3 о сбалансированном участии женщин и мужчин в процессе принятия решений в области политики и общественной жизни и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по гендерному равенству в образовании, трудоустройстве и предпринимательстве от 29 мая 2013 г.
3. Тот же раздел I «Общие положения» необходимо дополнить ссылками на национальные нормативные акты, в частности федеральные законы и законы субъектов РФ, регулирующие данные вопросы, а также дополнить текст Стратегии ссылкой на Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, так как принимаемая Стратегия должна находиться в нормативном единстве с национальным законодательством и согласовываться с приоритетами государственной политики во взаимосвязанных сферах общественных отношений.
4. В основу Стратегии необходимо заложить не агрессивный феминизм, продвигающий гендерные извращения, а поддержку естественной роли женщины в обществе как матери и жены. В этой связи необходимо установить в качестве основной задачи Стратегии обеспечение условий, позволяющих женщине всецело и беспрепятственно выполнять материнские обязанности, а также предусмотреть широкую помощь государства в период беременности, родов и воспитания малолетних детей, дающих возможность женщине свободно (а не вынужденно) принимать решение о совмещении материнских обязанностей с профессиональной деятельностью.
5. В пункте 2 раздела III проекта Стратегии формулировку «совершенствование социальной помощи и поддержки малообеспеченных женщин, прежде всего, имеющих детей, в том числе с учетом установленных в субъектах Российской Федерации критериев нуждаемости; а также технологий, стимулирующих активные действия по выходу из тяжелой жизненной ситуации» необходимо изменить, раскрыв, что включают в себя указанные технологии.
6. В пункте 3 раздела III проекта Стратегии многие положения, предусматривающие оказание медицинской помощи женщинам и девочкам, сформулированы некорректно, так как в статье 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав граждан независимо от пола. Представляется, что в данной Стратегии речь может идти лишь о специальной медицинской помощи, применимой исключительно в отношении лиц женского пола. В таком случае необходимо конкретно указать, какие виды медицинской помощи в отношении женщин и девочек имеются ввиду, остальные исключить.
7. В том же пункте 3 раздела III проекта Стратегии необходимо раскрыть, что имеется ввиду под «повышением эффективности, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья, развитие центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышение уровня репродуктивной грамотности с акцентом на развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин с учетом особенностей состояния их здоровья.
При этом следует учитывать общественное мнение, позицию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, учение традиционных религиозных конфессий о том, что аборт является убийством младенцев в утробе матери и не может осуществляться за счет средств ОМС.
8. Из пункта 4 раздела III проекта Стратегии исключить слова:
— «формирование законодательства в сфере профилактики семейно-бытового насилия;»;
— «проведение мониторинга эффективности реализации мер по профилактике различных форм семейно-бытового и сексуального насилия в отношении женщин в субъектах Российской Федерации в целях оценки масштабов насилия над женщинами и детьми и быстрого реагирования по их защите, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности;»
— «формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей, включая подготовку кадров по специальности «Судебная социальная работа», в том числе медиаторов (посредников) для осуществления профилактики семейного насилия в отношении женщин и детей»
— «разработка и внедрение воспитательных и обучающих программ по ненасильственным методам разрешения конфликтов для детей, подростков и молодежи».
Указанные положения предполагают необоснованно широкое вмешательство государственных органов и общественных организаций в частную жизнь людей, внутрисемейные отношения, процесс воспитания детей, являются базой для лоббирования закона «О профилактике семейно-бытового насилия», разрушают семью и традиционные семейные ценности, способны вызвать взрыв недовольства граждан.
9. Из текста проекта Стратегии необходимо исключить задачу «Преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин» (пункт 5 раздела III проекта Стратегии).
В частности, из пункта 5 раздела III проекта Стратегии необходимо исключить следующие положения:
— «проведение экспертизы рекламы, размещаемой в средствах массовой информации и распространяемой с использованием всех видов рекламоносителей, в том числе в сети «Интернет», с целью выявления и устранения стереотипных образов женщин и мужчин, закрепляющих гендерное неравенство»;
— «оценка изменений общественного сознания в отношении вопросов, касающихся социальных и профессиональных ролей женщин, возможностей для самореализации женщин, эффективности государственных мер в области противодействия гендерному неравенству»;
— «привлечение общественных организаций к работе по преодолению стереотипных представлений о социальных ролях мужчин и женщин».
Необходимо также сменить название указанного пункта и наполнить его содержанием, направленным на формирование в обществе позитивного образа женщины, пропаганду материнства, уважения к родителям, в частности к женщине — матери, почитания многодетных матерей, матерей-тружениц.
10. В том же пункте 5 раздела III слова «введение в программу общего образования для обучающихся старших классов образовательных организаций общего образования предмета «Основы семейного права, этики и психологии семейных отношений» раскрыть, какую цель будет носить указанный предмет.
При этом следует иметь ввиду, что половое просвещение в раннем возрасте является растлением несовершеннолетних, наносящим вред их нравственному и физическому развитию. Указанный предмет мог бы быть направлен на ознакомление детей с нравственными основами семейной жизни, пропаганду целомудрия, недопустимостью ранних половых связей (вне брака), ответственное и осознанное отношение к построению семьи, воспитанию детей.
11. В том же пункте 3 раздела III проекта Стратегии требуется пояснить формулировку: «осуществление мероприятий, направленных на снижение количества браков с несовершеннолетними девочками»;
12. В разделе V проекта Стратегии сказано, что реализация Стратегии будет осуществляться путем «совершенствования законодательства с учетом мер общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин».
Создается впечатление, что Стратегия создана для внедрения исключительно международных норм в российское правовое поле без учета национального законодательства, норм морали и нравственности, а также традиционных российских ценностей. Между тем, эти положения являются базовыми и должны найти своё отражение в этом и других разделах проекта Стратегии.
13. В разделе VII проекта Стратегии слова «формирование законодательства по профилактике семейно-бытового насилия» исключить.
14. Разделы V — VII проекта Стратегии необходимо дополнить соответствующими положениями о сроках и способах реализации задачи поддержки женщины в период беременности, родов и воспитания малолетних детей.
О.В. Леткова,
Председатель правления Ассоциации
родительских комитетов и сообществ (АРКС),
директор Общественного центра
правовых экспертиз и законопроектной деятельности