Начиная с июля текущего года побои и другие насильственные действия, которые причинили лицу физическую боль, но не нанесли вреда его здоровью, считаются не преступлением, а административным правонарушением (ст. 6.1.1 КоАП РФ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ). Исключение составляют случаи совершения указанных деяний из хулиганских или экстремистских побуждений, а также в отношении близких лиц (ст. 116 УК РФ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ).
Первоначальная редакция законопроекта1 о декриминализации ряда преступлений небольшой тяжести не предполагала назначение уголовной ответственности за побои родственников, однако в процессе рассмотрения документа в Госдуме он был дополнен соответствующим положением, которое, по мнению инициаторов правки, должно гарантировать защиту от домашнего насилия.
Однако получившаяся в итоге норма, по мнению экспертного сообщества, нарушает принцип справедливости
При этом предлагается обсудить возможность дифференциации наказания за совершение преступлений по одним и тем же мотивам, но повлекших различные по степени тяжести последствия. Имеются в виду побои, совершенные из хулиганских побуждений или по экстремистским мотивам, не причинившие вреда здоровью ( ст. 116 УК РФ), и умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное по таким же мотивам (ч. 2 ст. 115 УК РФ). Оба этих деяния наказываются одинаково (максимальное наказание – лишение свободы на срок до двух лет), что несправедливо, отмечается в проекте заключения ОП РФ на Законопроект.
Кроме того, общественники отметили, что внесенные летом в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство изменения не согласуются с ранее принятыми его нормами. Так, отныне уголовные дела о побоях являются делами частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК РФ) и не могут быть прекращены в связи с примирением с потерпевшим. Это противоречит правилу, согласно которому лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ).
Родительское сообщество также поддерживает принятие Законопроекта, поскольку опасается, что новая редакция ст. 116 УК РФпозволит привлекать родителей к уголовной ответственности за «шлепки в воспитательных целях» и на этом основании лишать их родительских прав. Как отметила председатель общественной организации «Всероссийское родительское сопротивление», член Совета по защите семьи и традиционных ценностей при
Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольга Леткова в свою очередь отметила, что новая редакция ст. 116 УК РФ нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку предполагает, что за телесное наказание ребенка родители могут быть привлечены к уголовной ответственности, а, например, воспитатели в детских садах – нет.
Другое мнение – о том, что законодатель лишь сделал акцент на уже закрепленном принципе повышенной ответственности родителей – высказала сотрудник Правового управления
По приведенным старшим инспектором по особым поручения ГУООП
Тем не менее все участники обсуждения сошлись во мнении о том, что определенные противоречия, появившиеся в законодательстве в связи с внесением указанных поправок, свидетельствуют о необходимости принятия Законопроекта, поэтому ОП РФ направит в Госдуму положительное заключение с предложениями по его доработке.