15 февраля 2014 г Общественная палата Российской Федерации
Участники Форума – представители всероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций, ознакомившись с резолюциями Комитета ООН по правам ребенка 2015 года в отношении России, возмущены попытками вмешательства международных структур во внутренние дела нашей страны, в частности, в её семейную политику.
Считаем недопустимым навязывание России так называемой системы ювенальной юстиции: ювенальных судов и ювенальных технологий работы с семьей.
Семья является суверенной ячейкой нашего общества, разрушение которой ведет к разрушению всего государства.
Мы категорически неприемлем требование Комитета ООН заменить применяемый в России принцип обеспечения законных интересов ребенка на обеспечение «наилучших» интересов ребенка, причем не только ювенальными судами, но и всеми другими организациями, работающими в области детства, а также «в административных и законодательных процедурах, в программах, проектах и политических решениях принятых относительно детей или имеющих на них влияние».
Согласно Конституции РФ Российская Федерация – правовое государство. Рекомендации же Комитета ООН создают условия для произвольного и необоснованного вмешательства чиновников в дела семьи по юридически неопределенным критериям.
Эти требования Комитета ООН по правам ребенка нарушают установленные Конституцией РФ и национальным семейным законодательством принципы невмешательства кого-либо в дела семьи, презумпции невиновности и добросовестности родителей, неприкосновенность частной жизни, жилища и другие конституционные права граждан.
В то же время родительскую общественность беспокоит, что в угоду требованиям международных структур в российское законодательство вводятся нормы, противоречащие интересам семьи и детей, позволяющие признать практически любую, в том числе и бедную семью, социально опасной, а детей оставшимися без попечения родителей по широким и юридически неопределенным критериям, и передавать их в приюты или в патронатные (фостерные) семьи временно на период «исправления родителей» даже без судебного разбирательства.
Эти положения способствуют необоснованному увеличению количества детей-сирот при живых родителях (социальное сиротство), создают социальное напряжение в обществе и справедливое недовольство родителей.
В этой связи абсолютно неприемлемыми являются положения принятого в конце 2013 года Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которыми в завуалированном виде введен социальный патронат. Мнение родительской общественности о том, что данная ювенальная технология содержит явные социальные риски, было поддержано Президентом России В.В. Путиным, в результате чего законопроект о социальном патронате был отклонен Государственной Думой. Однако его положения интегрируются в другие законы, а в регионах, в частности в Москве, идет внедрение социального патроната в практику работы с семьями.
Нас также тревожит усиливающаяся тенденция криминализации нормального родительского поведения, связанного с наложением запретов и ограничений на детей в воспитательных целях, а также участившиеся случаи привлечения родителей к уголовной ответственности за физические наказания детей в воспитательных целях;
По нашему глубокому убеждению защита детей в нашей стране должна осуществляться традиционными для России методами, позволяющими устранить причину, а не следствие семейного неблагополучия, воздействовать на семью без ее разрушения и волюнтаристского вмешательства.
Государство должно надежно и эффективно гарантировать законом неприкосновенность и автономию семейной жизни, закрепить преимущественные права родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей независимо от мировоззрения, имущественного и социального положения, на самостоятельное принятие решений по вопросам, относящимся к их обучению, развитию, охране их здоровья и т.д.
Родительской общественностью разработана Концепция защиты семьи, укрепления её правового статуса, и пакет законодательных инициатив для реализации данной Концепции.
При этом, наилучшей мерой профилактики социального сиротства является защита и поддержка кровных семей.
Мы расцениваем требование Комитета ООН об отмене т.н. Закона Димы Яковлева как грубейшее нарушение независимости нашего государства и совершенно неприемлемое вторжение в сферу национальной безопасности России. Мы требуем не только оставить его в силе, но принять закон о полном запрете иностранного усыновления, за исключением помещения ребенка в семью кровных родственников. Требуется также закрепить в федеральном законе решение нашего государства о запрете усыновления российских детей во все страны, в которых разрешены однополые браки или союзы.
Мы поддерживаем меры, которые принимает государство в целях улучшения положения детей-сирот в нашей стране. В то же время отмечаем, что эта проблема требует дальнейших усилий со стороны всего общества.
В этой связи родительская общественность подготовила ряд собственных предложений по улучшению ситуации в сфере сиротства в России.
Нам представляется несостоятельной, направленной в ущерб интересам национальной безопасности России, позиция Комитета ООН, обеспокоенного нарушением прав российских детей в связи с обязательной военной подготовкой мальчиков в возрасте 15 лет в обычных школах, а также обучение детей в военных училищах с 12 лет.
Демографическую ситуацию в стране необходимо улучшать, заботясь о нравственном благополучии и материальном благосостоянии народа России, а не за счет миграции, как этого требует Комитет ООН по правам ребенка.
Настоящим бедствием стала неконтролируемая информация, распространяемая в СМИ и сети-интернет и растлевающая детей. Необходимо прекратить пропаганду насилия, жестокости, разврата, потребительского образа жизни и т.п., выстроить информационную политику государства, направленную на воспитание уважения к человеку, к семье, к Родине.
Безусловную угрозу здоровью и развитию детей составляет половое просвещение, применяемое в России рядом организаций. В частности, непоправимый вред наносит пропаганда среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений. Требование Комитета ООН по правам ребенка об отмене запрета гей-пропаганды среди несовершеннолетних в России является прямым нарушением Конституции РФ (её статьи 55) и международных норм. Оно направлено на растление наших детей.
На основании изложенного, предлагаем:
в сфере законодательного регулирования вопросов семьи и детства:
— до вступления в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (1 января 2015 г.) существенно переработать его положения, исключив возможности для необоснованного вмешательства чиновников в дела семьи (социальное сопровождение) на основе регламентов межведомственного взаимодействия, которые позволяют устанавливать контроль за семьями на основе неопределенно широких и не поддающихся однозначному толкованию оценочных критериев вплоть до отбирания детей; исключить недопустимые технологии раннего выявления семейного неблагополучия в целях профилактики, ввести единый справедливый критерий признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании: «трудная жизненная ситуация», исключить правовые основания для необоснованного признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании в случаях «внутрисемейных конфликтов», «семейного насилия» и других ситуациях, не определенных действующим законодательством и способных привести к их расширительному толкованию и вмешательству в частную жизнь семей; запретить доступ в частную жизнь семей коммерческим и некоммерческим фондам и организациям, в т.ч. иностранным, частным предпринимателям, с наделением их государственными полномочиями в сфере социального обслуживания населения и финансированием за счет бюджетных средств; отменить контрактную систему предоставления социального обслуживания, позволяющую соцработникам вмешиваться в дела семьи, в процесс воспитания детей под угрозой лишения права на социальное обеспечение, установленного статьями 7, 39 Конституции РФ, ввести гарантии защиты персональных данных получателей социальных услуг и членов их семей;
— прекратить практику применения регионами, в частности, в Москве, социального патроната как ювенальной технологии, содержащей явные социальные риски;
— внести изменения в статьи 116 и 156 Уголовного кодекса РФ, исключив возможность привлечения родителей к уголовной ответственности за физические наказания детей в воспитательных целях, не повлекшие ущерба здоровью ребенка;
— не принимать находящийся в общественном обсуждении законопроект об искоренении семейного насилия, так как он направлен на искусственную криминализацию нормального родительского поведения, связанного с наложением запретов и ограничений на детей в воспитательных целях.
— четко разграничить и конкретизировать правовые определения разных категорий семей с детьми (семьи в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении), установленных в действующем законодательстве, в целях реализации дифференцированного подхода в работе с семьями.
— закрыть и конкретизировать перечень оснований лишения и ограничения родительских прав, установленный в статьях 69, 73 Семейного кодекса РФ;
-уточнить в статье 77 Семейного кодекса РФ, что отбирание ребенка из семьи возможно только в случае явной и непосредственной угрозы его жизни или здоровью, которая исходит от родителей и неустранима никаким иным способом, кроме разделения ребенка с родителями, предусмотреть судебный порядок изъятия ребенка из семьи;
— закрыть предусмотренный в статье 121 Семейного кодекса РФ перечень оснований признания детей оставшимися без попечения родителей, исключив из него необоснованные, оценочные и недостаточно определенные критерии;
— установить, что дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в замещающие семьи или приюты только на основании решения суда о лишении или ограничении родительских прав;
— установить ответственность органов опеки и попечительства, других органов и организаций, за незаконное вмешательство в семью, отбирание ребенка и иные злоупотребления в данной области;
— прекратить деятельность в Российской Федерации ювенальных судов как неконституционных органов судебной власти;
— дополнить Семейный кодекс РФ положениями, предоставляющими родителям право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни своей семьи, воспитывать своих детей любыми, не запрещенными законом способами, по своему усмотрению в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, а также ограничивать права ребенка, если он пользуется ими во вред своим интересам, ставя под угрозу своё полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;
— сформулировать в семейном законодательстве принцип презумпции добросовестности родителей, установив, что действия и решения родителей в отношении детей признаются добросовестными и совершаемыми в наилучших интересах ребенка, пока обратное не было надежно доказано и подтверждено законным и справедливым решением суда;
— раскрыть понятие и установить перечень родительских прав, закрепив за родителями права по воспитанию, обучению, охране здоровья своих детей, представительству их интересов и т.д.;
— предоставить родителям право привлекать детей к посильному домашнему труду, учебе, исполнению религиозных предписаний, соблюдению домашней дисциплины и т.п.;
— закрепить приоритет прав кровных родителей на воспитание своих детей независимо от материального положения, социального статуса, вероисповедания и т.д., а в случае их отсутствия – кровных родственников, выполняющих опекунские обязанности;
— пересмотреть редакцию статьи 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исходя из того, что ответственность родителей может наступать только за неисполнение или ненадлежащее исполнение конкретных родительских обязанностей, которые возложены на них действующим законодательством;
— установить судебный порядок привлечения родителей (законных представителей) к административной ответственности;
— привести в соответствие со статьей 60 Конституции Российской Федерации положения действующего законодательства, необоснованно расширяющие дееспособность несовершеннолетних, такие как: право ребенка с 14 лет самостоятельно обращаться в суд по искам против родителей, самостоятельно решать вопросы охраны своего здоровья с 15 лет, включая производство аборта и тяжелых операций, получать с 14 лет вместо родителей пособия на своё содержание и т.д., так как эти нормы ведут к разрушению традиционных семейных ценностей, не соответствуют подлинным интересам несовершеннолетних детей и ограничивают право родителей (иных законных представителей) на их обеспечение и защиту;
— снять с рассмотрения проект федерального закона № 284965-3 «О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин», который через введение термина «гендерное равенство» ведет к узакониванию множественности полов и однополых связей, приоритету прав лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, что не соответствует традиционным для России духовно-нравственным ценностям и может стать настоящей нравственной катастрофой для народов России;
— проверить законность деятельности некоммерческих организаций, фондов, занимающихся вопросами семьи и детства, в частности, Фонда защиты детей от жестокого обращения и Фонда помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на предмет внедрения ювенальных технологий, в том числе за счет средств иностранных и международных структур;
— приравнять организации, занимающиеся деятельностью в области социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства и т.п., получающие средства из-за рубежа, а также выполняющие совместные программы с иностранными и международными организациями, к иностранным агентам, поскольку их деятельность в этой сфере имеет политические цели;
— принимать любые законодательные акты, управленческие решения, а также международные соглашения, затрагивающие интересы семьи, лишь после их широкого общественного обсуждения и только в случае достижения согласия в обществе по их базовым положениям;
— установить процедуру обязательного учета мнения общественности при рассмотрении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов и управленческих решений в сфере семьи и детства.
для изменения ситуации в сфере сиротства необходимо:
— поддерживать в приоритетном порядке традиционные для России формы семейного устройства детей: усыновление и опеку. Распространить на усыновление как на наиболее стабильную и полную модель семьи, как минимум те же льготы, которые предоставляются государством приемным и патронатным семьям.
— ввести требование об обязательном профессиональном педагогическом образовании для граждан, принимающих детей в приемные и патронатные (профессиональные) семьи с соответствующей оплатой их труда;
— предусмотреть новую форму семейного устройства — гостевая семья, позволяющую детям-сиротам и БПР, находящимся в стационарных организациях, периодически бывать у потенциальных опекунов, попечителей, приемных родителей до решения вопроса об их оформлении на постоянные формы устройства в семью.
— сохранить систему психолого–медико-социальных центров с целью обеспечения бесплатности и доступности качественной психологической помощи, направленной на установление и сохранение детско-родительских отношений в замещающих семьях, что особенно актуально при передаче на воспитание детей-сирот старше 7 лет;
— разработать приоритетный национальный проект «Дети-сироты» в качестве инструмента реализации прав таких детей на образование, охрану здоровья, обеспечение жильем и т.д.;
— сохранить опыт современных успешных детских домов, приютов, устроенных по «семейному типу», суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов как одну из эффективных форм воспитания и социализации детей-сирот, особенно школьного и подросткового возраста.
в сфере профилактики социального сиротства:
— предусмотреть систему мер государственной поддержки кровных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (многодетных, одиноких и т.д.), с предоставлением им различных форм социальной помощи в объеме, не менее чем замещающим семьям;
— восстановить в законодательстве процедуры принудительного лечения от алкоголизма и наркомании по решению суда;
— обеспечить своевременное (до совершения преступления) направление граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых психических заболеваний, представляющих опасность для несовершеннолетних детей, на принудительное лечение в стационары по решению суда;
— принять меры к увеличению возможностей посещения детьми из меалообеспеченных семей детских досуговых центров, кружков и секций, вовлечения детей в патриотические и социально ориентированные детские движения;
— модернизировать инфраструктуру детства, оптимизировав её финансирование в зависимости от эффективности работы служб, работающих в данной сфере;
— разработать критерии эффективности работы служб защиты прав детей в зависимости от сокращения числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении;
— разделить компетенцию органов системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, возложив ответственность на каждого из них в зависимости от выполняемых функций;
— не допускать создания межведомственного координационного органа, как того требует Комитет ООН по правам ребенка, с целью реализации в России Конвенции ООН о правах ребенка (то есть единого ювенального органа с повышенными полномочиями).
в сфере образования:
— пересмотреть требования федеральных государственных образовательных стандартов и школьных программ с учетом возрастных психо-физиологических возможностей обучающихся, отменить обязательный характер ЕГЭ, ввести в школах уроки патриотического и нравственного воспитания, этики и психологии семейной жизни и т.д.;
— в полной мере обеспечить финансирование православных образовательных организаций в соответствии с нормативом финансирования государственных и муниципальных школ.
в сфере обеспечения информационной безопасности детей:
— ужесточить требования Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ввести положения о проведении независимой экспертизы информационной продукции для детей по требованию общественности, установить действенные механизмы объективной оценки данной продукции;
— внедрить систему жестких фильтров в сети Интернет, обеспечивающих надежную защиту детей от преступного или нежелательного контента;
— установить правовые требования физиологической, психологической и нравственной безопасности детской игровой продукции, включая компьютерные игры, иной продукции для детей;
— запретить растление детей под предлогом сексуального (полового) просвещения.
в сфере демографии:
— разработать и реализовать комплекс мер, направленных на увеличение рождаемости: снижение количества абортов, предотвращение отказа от детей матерями в родильных домах, включая помощь органов государственной власти, психологов, социальных работников и др. специалистов;
в сфере защиты детей граждан Российской Федерации за рубежом:
— ускорить принятие Федерального закона № 61423-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (в целях создания максимально упрощенного порядка получения российского гражданства проживающим за рубежом ребенком, одним из родителей которого является гражданин Российской Федерации), внесенного Президентом РФ и находящийся на рассмотрении в Государственной Думе с 2012 года.