28 апреля 2015 года в Центре образования «Наши пенаты» состоялся круглый стол «Семейное образование: проблемы и пути их решения».
Мероприятие было организовано Ассоциацией родительских комитетов и сообществ (АРКС), Движением в защиту семейного образования, Объединением родителей «Свободное развитие», Общественным движением «Семейное образование».
Семейное образование – это серьёзный и перспективный сегмент современной образовательной системы, показывающий высокие результаты обучения. Однако с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» оно оказалось фактически исключенным из системы российского образования. Его неопределённый правовой статус и, главное, нежелание властей воспринять этот вид образования, порождает множество проблем, с которыми сталкиваются родители, выбравшие для своих детей эту форму обучения. Поиску решения данных проблем и была посвящена работа круглого стола. На встрече выступили:
- Ольга Леткова, лидер АРКС;
- Игорь Чапковский, руководитель проекта «Семейное образование»;
- Олег Овчаров, кандидат юридических наук;
- Маргарита Макаревич, лидер Общественного движения «Семейное образование»;
- Татьяна Шишова, педагог-психолог, писатель;
- Оксана Лунгу, член правления АРКС, координатор Движения «В защиту семейного образования»;
- Алина Дьякова, автор проекта «Семейное образование в регионах»,
- Светлана Днепровская, экономист, специалист в области макроэкономики, предприниматель.
Также в работе круглого стола приняли участие другие эксперты, общественные деятели и родители.
Докладчики рассказали об истории развития семейного образования, о региональном опыте реализации прав детей, находящихся на семейной форме обучения, о проблемах, которые возникли с принятием нового закона «Об образовании в РФ, а также о правовых аспектах семейного образования.
Было отмечено, что сложившаяся ситуация с семейным образованием укладывается в ювенальную логику. Особый интерес вызвали сравнительный анализ изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» в части прав обучающихся в форме семейного образования и самообразования, а также проект закона, призванный урегулировать вопросы, возникающие в практике применения действующего законодательства в сфере семейного образования, представленные О. Овчаровым.
Данный законопроект в ближайшие дни будет размещен на сайте АРКС для обсуждения, и все желающие смогут внести свои предложения. Кроме того, на встрече речь шла о потенциальных возможностях семейной формы обучения, в частности, о ее особом значении как части современного высокотехнологического образования.
У участников круглого стола была возможность задать вопросы представителю Министерства образования Чернышевой Дануте Валерьевне, начальнику отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования, также присутствовавшей на встрече.
В ходе круглого стола активно обсуждались возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
В результате обсуждений Ольга Леткова внесла некоторые предложения по дальнейшим действиям:
- Направить в Государственную Думу РФ законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» для урегулирования ряда положений о семейном образовании (вопросов финансирования, гарантий закрепления за образовательным учреждением и т.д.).
- Обратиться в Счетную палату РФ с вопросами целевого использования средств, выделяемых на детей, находящихся на семейной форме обучения.
- Обратиться к Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ с вопросом о нарушении прав детей на получение семейного образования.
- Обратиться к Правительству Москвы с просьбой урегулировать права и обязанности детей, находящихся на семейной форме обучения, и их родителей.
Все участники круглого стола согласились с предложениями, подчеркнули продуктивность данной встречи и намерены совместно действовать в указанном направлении.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части прав обучающихся в форме семейного образования и самообразования
{jcomments on}