Контакты горячей линии АРКС: 8 (962) 997-20-15, E-mail: sos@arks.org.ru.
Внимание! Для желающих оформить подписку на рассылку сайта АРКС, пришлите пустое письмо со своего почтового ящика по адресу: podpiska@arks.org.ru


Родительская общественность возмущена слушаниями в Совете Федерации и намерена добиваться широкого общественного обсуждения законопроекта Елены Мизулиной.

  28 октября 2016 г., Москва

logo arks 230 72   27 октября в Совете Федерации состоялись Парламентские слушания «Основные направления совершенствования семейного законодательства Российской Федерации на современном этапе» под председательством сенатора Елены Мизулиной.  
 В ходе слушаний обсуждались вопросы регламентации отбирания детей из семьи как крайней меры семейно-правовой ответственности, лишения и ограничения родительских прав, недопущения внедрения системы ювенальной юстиции в России.
 Елена Мизулина представила некоторые предложения законопроекта, разработанного Временной рабочей группой по совершенствованию семейного законодательства, в виде презентации. Однако, к недоумению собравшихся, текста обсуждаемого законопроекта представлено не было ни до, ни во время слушаний.

  Таким образом, большинство участников не имели возможности не только предметно обсуждать предлагаемые поправки, вносить свои предложения и коррективы, но и даже ознакомиться с текстом законопроекта.

Ещё большее удивление приглашенных вызвали розданные Рекомендации парламентских слушаний, в которых указано, что участники мероприятия, обсудив законопроект, одобряют его концептуальные положения.

Сами концептуальные положения, перечисленные в Рекомендациях Слушаний, вызвали обеспокоенность родительской общественности.

Наибольшую тревогу вызвало положение о судебном порядке отбирания ребенка.

В настоящее время статья 77 Семейного кодекса РФ уже предусматривает возможность немедленного отобрания ребенка в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью с обязательным обращением в течении 7 дней в суд с иском о лишении или об ограничении родительских прав.

Эта мера применяется, как правило, в самых крайних случаях, когда семью невозможно спасти. В основном же отбирание детей происходит не по Семейному кодексу, а по Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который дает возможность органам опеки и другим заинтересованным организациям отбирать детей из социально-опасных семей и помещать их в приюты на реабилитацию без какого-либо решения суда и на сколь угодно долгие сроки. При этом к социально-опасным могут быть отнесены практически любые семьи, имеющие детей, в том числе просто бедные или попавшие в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, социальные службы наделены сегодня практически неограниченными полномочиями по вмешательству в дела любой семьи под видом «социального сопровождения».

Для изменения сложившейся ситуации необходимо внесение комплексных поправок в ряд законодательных актов.

Если же наделить суды правом рассмотрения решений органов опеки и попечительства об изъятии детей, не ограничивая при этом их широких полномочий по вмешательству в семью, то в таком случае суды будут просто утверждать решения органов опеки, потому что они приняты в пределах их полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Учитывая, что такое рассмотрение будет производиться незамедлительно, то становится ясным, что это будет лишь формальное рассмотрение документов, представленных органами опеки, а не разбирательство дела по существу. Именно такие чрезвычайные суды, утверждающие в кратчайшие сроки решения ювенальных служб об отбирании ребенка в специальном порядке, существуют на Западе и называются ювенальными судами.

Большое опасение вызывает положение законопроекта, в котором предлагается, чтобы отобранием ребенка, оставшегося без попечения родителей, занималась полиция, а не органы опеки и попечительства, как сейчас. Это тоже западная практика, когда органы полиции осаждают жилое помещение и отбирают детей в соответствии с предписаниями ювенальных служб, применяя при этом жёсткие силовые методы.

Эти нововведения не позволят применять меры общественного реагирования в случае необоснованного отбирания детей.

Проект закона разработан Временной рабочей группой при Координационном совете при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг., против принятия которой ранее выступала родительская общественность.

Ряд выступавших на Слушаниях докладчиков выразили опасение, что этот законопроекта узаконит произвольное вмешательство в дела семьи органов опеки и попечительства, введет систему чрезвычайных (ювенальных) судов, сделает невозможным сопротивление необоснованному отбиранию ребенка.

Так, Председатель Патриаршей Комиссии по по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил: «Часто для защиты нарушаемых прав семьи и родителей предлагают, увы, непродуманные и рискованные решения. Именно таким решением является широко обсуждаемое в последнее время предложение заменить решение органов опеки в случае отобрание детей у родителей быстрым решением суда, передать саму эту функцию полиции. На практике это, увы, лишь сделает защиту прав семьи еще сложнее, поскольку решение суда будет труднее оспорить, чем решение органа опеки, а вмешательство полицейских будет еще травматичнее для семьи и детей»

Однако, большинству заявленных участников выступить не удалось. В течение 4 часов, которые длилось мероприятие, выступило не более 10 человек. В основном говорила хозяйка мероприятия Елена Мизулина. Остальным же 30 зарегистрированным участникам — представителям общественных организаций, в том числе приехавшим из дальних регионов, так и не дали слова, несмотря на возмущение зала.

Прошедшее собрание едва ли можно назвать слушаниями, т.к. почти никто, кроме участников Временной рабочей группы услышан не был.

Из всех общественных организаций слово было предоставлено только одной организации: «Родительское всероссийское сопротивление», которая участвует в разработке этого законопроекта и естественно поддерживает его. На просьбу включить представителей других общественных организаций во Временную рабочую группу по совершенствованию семейного законодательства Елена Мизулина также ответила отказом.

Между тем, законопроект позиционируется как система защиты семьи от произвола органов опеки и попечительства, предлагаемая и одобряемая широкой родительской общественностью.

Родители опасаются, что в завуалированном виде под предлогом защиты семьи и от имени, якобы, самой родительской общественности, в российское законодательство могут быть введены положения, узаконивающие западную ювенальную систему.

Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС) намерена добиваться широкого общественного обсуждения этого законопроекта, так как внесение названных изменений является острым вопросом, затрагивающим интересы каждой российской семьи.

Контактный телефон: 8-962-997-20-15
_________________________________________________
Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС)
e-mail: pismo@arks.org.ru; телефон: 8-985-182-98-98;
официальный сайт: www.arks.org.ru

Ссылка на основную публикацию