На ратификацию в Государственную Думу внесен проект Федерального закона № 259792-6 «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений». Указанная Конвенция, открытая к подписанию 25 октября 2007 года и вступившая в силу 1 июля 2010 года, была подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 1 октября 2012 года.
Разделяя обеспокоенность руководства страны возрастающим уровнем сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, понимая необходимость принятия мер, направленных на защиту детей от педофилии, в то же время обращаем внимание на то, что ряд положений Конвенции, по нашему мнению, способны нанести вред развитию детей, негативно сказаться на нравственном и психическом здоровье подрастающего поколения.
Следует заметить, что в ряде регионов России (г. Санкт – Петербург, Архангельская, Брянская обл. и др.) уже приняты законы о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Аналогичный законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Раннее знакомство с нетрадиционными формами сексуальной ориентации может негативно сказаться на развитии детей.
Из этого положения вытекает обязанность Российской Федерации в случае ратификации данной Конвенции вводить в школах уроки полового просвещения для детей начальных классов.
Согласно пункту 3 статьи 9 Конвенции «каждая Сторона поощряет средства массовой информации к распространению надлежащей информации обо всех аспектах сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей».
Пункт 1 той же статьи 9 Конвенции обязывает каждую Сторону «поощрять детей к участию в соответствии с их развивающимися способностями, в разработке и осуществлении мер государственной политики, программ и мероприятий в области борьбы с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием в отношении детей».
Предусмотренная в подпункте «а» пункта 2 статьи 10 Конвенции «обязанность каждой Стороны создать независимые компетентные национальные и местные органы по развитию и защите прав ребенка, обеспечивая выделение им конкретных ресурсов и возложение на них конкретных полномочий» означает, что в случае ратификации данной Конвенции Российская Федерация будет обязана создать по примеру западных стран систему ювенальных органов, обладающих широкими властными полномочиями в отношении семьи и детей.
Подпункт «д» пункта 2 статьи 10 Конвенции обязывает каждую Сторону принимать необходимые законодательные или иные меры, направленные на создание «механизмов сбора данных или координационных центров, функционирующих на национальном и местном уровнях и во взаимодействии с гражданским обществом, для целей мониторинга и оценки явления сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей при соблюдении требований о защите личных данных».
Согласно статье 13 Конвенции «каждая Сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на содействие и поддержку организации информационных служб, таких, как линии помощи по телефону или в Интернете, для предоставления консультаций, в том числе в конфиденциальном порядке или с должным обеспечением анонимности». То есть детям будет предоставляться всё та же информация на темы сексуального просвещения по телефону в конфиденциальном порядке.
п. 2 статьи 20 содержит определение детской порнографии, согласно которому термин «детская порнография» означает любые материалы, которые изображают ребенка, совершающего реальные или смоделированные сексуально откровенные действия, или любое изображение половых органов ребенка главным образом в сексуальных целях».
Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник государственной службы Российской Федерации I класса
О.В. Леткова